Обретение мощей прп. Сергия Радонежского

Честные мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, были обретены 18 июля (5 июля по ст.ст.) 1422 года в Троицкой обители при преподобном игумене Никоне.

Пред началом строительства нового каменного собора во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». Когда стали рыли рвы для фундамента были открыты нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода.

При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, Звенигородского князя Юрия Димитриевича, 5 июля 1422 года святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви. По окончании строительства нового каменного Троицкого собора их перенесли туда, где они и находятся доныне.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о преподобном Сергии Радонежском:

«В лице преподобного Сергия Русь обрела личность такой духовной силы, что вокруг него — почитавшегося святым еще при жизни — смогли объединиться наиболее здоровые силы».

«Для преподобного Сергия защита родной земли от иноверцев была духовной, а не мирской задачей: он понимал как никто иной, что пока Русь разобщена и разодрана междоусобицами, пока князья зависят от ханских ярлыков, народ не сможет осознать себя единым народом, с едиными духовными и общественными ценностями. Битва на Куликовом поле была прежде всего стоянием за Правду и за Веру — а не только за независимость».

«Главная заслуга преподобного Сергия перед русской землей в том, что он поверил в саму возможность Руси стать святой, переступить через мирскую вражду и подчиненность иноверцам и увидеть Божественное призвание русского народа — стать полноправным преемником византийской христианской традиции, которая к тому времени уже приближалась к своему закату».